Меню
Воскресенье, 20 ноября 2016 17:02

Категории аналитической психологии

В середине 30-х годов ХХ века в одной из лондонских клиник, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг выступил с циклом докладов, которые позднее получили название «Тавистокские лекции». В своих лекциях Юнг затронул понятия, которые отражатх структуру бессознательного и его содержание [1, с.12]. В данной статье раскрываются, введенные Юнгом, понятия о природе сознания и его взаимосвязи с бессознательным.

Сознание и бессознательное

Согласно Юнгу, важнейшим аспектом исследования бессознательного является невозможность его прямого анализа. Бессознательное открывается исследователю по косвенным признакам, которые нужно уметь обнаружить в словах и иной активности пациента, распознать их символическое содержание. Юнг рассматривает бессознательное, как автономную часть психической сферы, осознанное обучение которой может оказаться бесполезным и даже вредным для сознания [4, с.341].

Он полагает, что осознанность – это вторичный процесс, весьма затратный для организма в психоэнергетическом плане. Он недоступен в младенчестве, слаборазвитым людям и представителям «примитивных племен» [1, с.15]. Неосознанность восприятий предполагает эмоциональность, сопряженную с инстинктивными порывами, которые не только доминируют над сознанием, но и всецело заменяют его физиологическими реакциями. Осознанность предстает результатом культурного и цивилизационного развития, а человек осознанный (homo prudens) может рассматриваться как отдельный подвид человека разумного (homo sapiens).

По предположению Юнга, осознанность или сознание, происходит от бессознательного и является его продуктом [1, с.15]. Само же бессознательное заложено в биологических, физиологических свойствах человека, строении его организма, однако не сводится только к ним [2, с.22]. Юнг проводит грань между психическими процессами и физиологическими реакциями, где психический компонент бессознательного представляет собой размышление человека над физиологическими или инстинктивными импульсами.

Мышление и инстинкты

jungЮнг отмечает, что в качестве связующего звена между психическими и физиологическими процессами выступает особый вид человеческого инстинкта — рефлективный или культурный инстинкт (par exellence) [2, с.138-139]. Этот инстинкт отвечает за преобразования внешних импульсов в абстрактные восприятия с их последующим переносом в опыт.

Рефлективный инстинкт, согласно Юнгу, свойственен только человеку и не относится к базовым инстинктам. Существует три группы базовых инстинктов. К первой группе относятся те, которые определяются фактором голода, ко второй — фактором продолжения рода, к третьей — самореализации. Активация инстинктов третьей группы происходит только после удовлетворения потребностей, обусловленных первыми двумя.

Рефлективный инстинкт связан с сохранением опыта и потому его можно также назвать культурным, так как культура является обобщенным опытом на пути развития человечества. Рефлективный инстинкт присущ всем людям на физиологическом уровне. Он способен побуждать человека к деятельности, которая иногда может быть неосознанной и автоматической [2, с.139]. Подобные допущения позволяют предположить весьма интересные выводы.

Разум и его формы

Как было отмечено выше, Юнг разделяет психические и физиологические процессы. Область психического охватывает сознание и бессознательное, психические процессы не всегда являются осознанными. Юнг также отмечает, что бессознательные процессы могут иметь как психическую, так и физиологическую природу. В этой связи возникает вопрос: может ли сознание или разум являться элементом не психической сферы, а иметь исключительно физиологическую принадлежность.

Юнг редко использует понятие разума в своих трудах. Основным объектом аналитической психологии является сознание, а разум же упоминается лишь во взаимосвязи с ним: «Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согласующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, другими словами, коллективное бессознательное, тогда как рациональное, по существу, связано с сознательным разумом. Сознание должно обладать разумом, чтобы перво-наперво открывать некоторый порядок в хаосе неупорядоченных индивидуальных событий в мире» [3, с.87].

Юнг говорит о разуме как об атрибуте сознания и способе его рационализации. Рационализация – это преобразование абстрактного восприятия в языковые формы, наделенные внутренней логикой. Посредством языковых или письменных средств, логика позволяет устанавливать связи между дискретными феноменами восприятия и анализировать их - в этом заключается суть рациональности разума. Вместе с тем, утверждая существование «сознательного разума», возможно предположить допущение и других его форм.

Подвиды homo sapiens

karl yung2Наличие разума у человека, не всегда означает то, что человек наделен сознанием. Выше было отмечено, что рефлексия, предполагающая накопление и воспроизводство опыта, отнесена Юнгом к числу инстинктов. Таким образом, процессы усвоения и накопления опыта, могут проходить автоматически, без осознания происходящего.

В крайних проявлениях подобных ситуаций допускается возможность существования индивидуумов, которые способны воспроизводить слова и целые речи без осознания их смысла, а лишь опираясь на эмоциональное восприятие реакции окружающих на сказанное. Эмоции Юнг относит к физиологическим явлениям, а к области психики он относит чувства и строго разделяет эти два понятия [1, с.34].

Человек может иметь логический и языковой аппарат разума и успешно им пользоваться, однако при этом сознание у него может отсутствовать. То есть разум будет выступать в качестве инструмента, который действует автоматически. В данном случае можно говорить об отсутствии психики, когда ее место занимает психоидность: «относительно психоидного, рефлекторно-инстинктивного состояния психическое предполагает ослабление связей и постоянное уклонение от автоматизма в пользу «избирательных» изменений» [2, с.213].

Таким образом, можно сделать вывод о допущении психоаналитической теорией существования по меньшей мере двух подвидов «homo sapiens». Оба из них владеют речью, наделены разумом и способны выражать эмоции. Однако только один из них обладает осознанным разумом, который способствует развитию и укреплению сознания. Он обладает свободной волей и возможностью выбора. Свободная воля у Юнга тесно связана с творческими порявлениями [5, с.18-19] и также с «креативным инстинктом» [2, с. 139], что заслуживает отдельного рассмотрения.

Литература:
  1. Юнг, К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. — Издание 2-е. — М.: «Когито- Центр», 2010. — 326 с.
  2. Юнг, К. Г. Структура и динамика психического / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2008. — 480 с.
  3. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / Пер. с англ. — Издание 2-е., М.: «Когито- Центр», 2010. — 352 с.
  4. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 544 с.
  5. Юнг, К., Нойманн, Э. Психоанализ и искусство / Пер. Г. Бутузов. —Киев: Ваклер, 1998. — 300 с.

Встретят как старого лучшего друга, проститутки Химок, приятное время провождение гарантировано. На самом деле, это еще далеко не все причины, по которым стоит хотя бы один раз побывать в гостях у проститутки. Милые проститутки Химок, горячие и прелестные, они такие интересные и нежные, что тебе обязательно захочется секса. Выбери девушку сейчас.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!



Прочитано 6289 раз
марта 04, 2020
«Джедайские техники» М. Дорофеева

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности

Прокрастинация, низкая продуктивность, отсутствие эффективного плана работы… Все это проблемы, до боли известные современным менеджерам и обычным людям, увлекающимся саморазвитием. Литературы на тему прокрастинации и ее андипода — высокой продуктивности —…
января 04, 2018
дети-Маугли

Необратимость сенситивного периода: дети-Маугли

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития…
января 05, 2020
Невидимая горилла

Невидимая горилла, или насколько избирательно наше внимание

Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. Казалось бы, и что тут такого? Оказывается, мы не замечаем гораздо больше, чем можно было бы подумать! Вовлеченный в мыслительный процесс, человек может не…
вверх